Село Подол — вотчина Данилова монастыря
Первые письменные упоминания о селении на реке Пахре в 33 верстах от Москвы относятся к 1627—1628 годам. Село Подол в писцовых книгах Данилова монастыря за эти годы значится монастырской вотчиной. В то время оно насчитывало до 41 крестьянских дворов, в нем была деревянная церковь Воскресения Христова и обширный церковный двор с хозяйственными постройками. Село находилось на крупном юго-западном крымском тракте, потому к XVIII веку там открыли почтовый стан. Подол разрастался и процветал — в 1704 году насчитывалось уже около восьми десятков дворов, где проживало 300 жителей.

Подольский уезд в XVII—XIX веках
Городом Подольском село стало в 1781 году, по «высочайшему Ея Императорского Величества Екатерины II» указу, на основании реформы «об учреждении губернских уездов». Тогда же местным дворянским созывом был утвержден герб города: две перекрещенные золотые кирки на лазурном поле в верхней части, а в знак главенства Москвы — святой Георгий, протыкающий копьем змея.В то время в Подольске был уже каменный храм, отстроенный на месте сгоревшей в 1722 году деревянной церквушки, около 100 дворов и 900 жителей. Город раскинулся на обоих берегах Пахры, был поделен для удобства на 20 кварталов. На высоком покатом берегу располагались дома дворян, купцов, духовенства, ремесленников и предпринимателей. Крестьяне же и беднота селились на противоположном, затопляемом рекой берегу. Берега был соединены плавучим (понтонным) мостом, заменившим в 1764 году паромную переправу.Немалую роль Подольск сыграл в Отечественной войне 1812 года. Именно на подольской земле Кутузов остановил французов. Местные крестьяне, организовав партизанские отряды, уничтожили несколько десятков тысяч солдат Наполеона. В память о заслугах подольчан в 1819—1832 годах был возведен храм Святой Живоначальной Троицы, открыт памятник «Героям Отечественной войны 1812 года».

Подольск — важный экономический центр
Сегодня Подольск — один из важнейших экономических и культурных центров Подмосковья. Население города составляет около 200 тыс. человек, площадь города — около 4000 гектаров. Подольск — город высокотехнологичного производства и науки, здесь выпускают оборудование для тепловых и атомных станций, аккумуляторы, микропровода. Прекрасные перспективы дальнейшего развития Подольска определены выгодным географическим положением и мощным научным и производственным потенциалом, крупными вкладами городской администрации в развитие образования.

 

Подробнее...

История Подольска уходит своими корнями глубоко в прошлое. По данным археологов первые стоянки-поселения людей на здешних землях относятся к 7 тысячелетию до нашей эры. В древние времена берега реки Пахры населяли фино-угорские и балтийские племена; позднее — в IX-X веках здесь проживали славянские племена вятичей.

Первые письменные упоминания о жителях села Подол, которое располагалось на территории современного города и являлось вотчиной Данилова монастыря, относится к XVII веку, а именно к 1627-1628 годам. Тогда город специализировался на различного рода сельскохозяйственной и торговой деятельности. Население занималось хлебопашеством, извозом, добычей бута, камня.

Экономическое развитие села началось с момента открытия на его территории почтового стана, а затем строительства крымского тракта и перехода поселения под управления государственной коллегии. В 1781 году по приказу императрицы Екатерины II село получило статус города — центра подольского уезда Московской губернии и название Подольск,, что предопределило его дальнейшее становление и процветание. В этом же году была возведена каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

В 1784 году был разработан план застройки города, согласно которому Подольск был поделен на 20 кварталов. Следы подобной планировки сохранились по сей день. Во время правления Павла I, по его указу, Подольск был отнесен к заштатным городам, однако при Александре I статус центра уезда был возвращен.

Рост экономического потенциала был связан с несколькими важными событиями. Во-первых, со строительством в 1844-47 гг. Варшавского шоссе; во-вторых — появлением в середине XIX века железнодорожной ветки Курского направления. В-третьих, открытием частных заводов на базе нажитого на постоялых дворах капитала, а также строительством крупных промышленных предприятий (Цементного, Машиностроительного заводов), в том числе и иностранных. Например, в 1900 году здесь началось возведение завода всемирно известной компании «Зингер».

Округ находился в гуще событий в революционные и военные годы. В 1917 году после свержения монархии, здесь началась большевистская пропаганда, был создан Совет народных Депутатов и Временного правительства, что в итоге привело к установлению советской власти. В период гражданской войны существенно сократилось местное население, произошел упадок промышленности и рост безработицы, однако в годы первых пятилеток началось постепенное восстановление баланса. А в годы Великой Отечественной Войны Подольск являлся прифронтовым городом, подвергался прямым вражеским атакам. Его жители были непосредственными участниками боевых действий, а промышленные предприятия, переведя всю мощь с гражданского на военное производство, оказали существенную помощь армии. Они выпускали бронекорпуса для самолетов и танков, противотанковые ежи, боеприпасы; занимались ремонтом и восстановлением военной техники. Память о тех событиях хранят многочисленные монументы и архитектурные сооружения, расположенные в городе.

В основе названия города Подольска лежит нарицательное слово подол - своеобразный географический термин, который вошел в значительное количество русских и славянских топонимов. Если попытаться определить наиболее общее значение этого слова, то получится примерно следующее: «низкое место под горой, подгорная равнина». Именно в таком месте и возникло первоначальное село Подол - на берегу Пахры, под высоким его склоном. 
Другая версия происхождения названия Подольск -это значит располагался по долине рек Пахры и Мочи. Отсюда и пошло название Подол. Около Знаменского храма в Дубровицах сливаются две реки Десна и Пахра. 
Существует легенда, что Екатерина II проезжая через село обмочила подол своего платья. От этого события пошло название села Подол, впоследствии, ставшего Подольском. 
Первое письменное упоминание о Подольске встречается в летописях 1627 года. Изначально село Подол было вотчиной Московского Данилова монастыря. 
15 октября 1781 года указом Екатерины II село Подол преобразовали в город Подольск. С этой даты Подольск приобрел статус города и ведет свой официальный отчет времени существования как города. 
В сентябре 2008 года в Екатерининской сквере, рядом со станцией Подольск был открыт памятник Екатерине II. Екатерина 2 запечатлена в момент подписания Указа о присвоении Подольску статуса города. После подписания указа Подольск стал центром уезда. 
Благодаря строительству в 1865-1871годах и последующему развитию Курской железной дороги город Подольск получил транспортные сообщения со столицей, а так же с другими городами Подмосковья среди которых: Серпухов, Чехов, Одинцово, Дедовск, Звенигород и многими другими. 
В здании, где сейчас располагается школа №1 города Подольска, в сентябре 1812 года был штаб Наполеона. 
В начале XX века Подольск стал в России благодаря производству швейных машинок «Зингер». Американская компания «Зингер» в 1900 приобрела в Подольске большой участок земли, на котором впоследствии построила завод в Подольске. Швейные машинки производятся до сих пор. 
Подольск в годы ВОВ изготовлял боеприпасы и ремонтировал военную технику и даже танки. 
В 40-е годы XX века в Подольске были созданы пехотное и артиллерийское училища.В них обучались почти 3000 курсантов. В годы ВОВ курсанты Подольских училищ принимали активное участие в военных действиях, принимали участие в обороне Москвы. Большинство из них погибло в боях. 
В здании Подольского техникума, который до 1941 года был курсантским училищем, в годы войны и после них был лагерь НКВД для бывших военнопленных. 
Всех сограждан, вернувшихся из плена или вышедших с территории, занятой противником, направляли в лагеря, где органы выясняли кто это такие, как попали, как вышли, и т.п, и по результатам распределяли граждан либо обратно в ряды красной армии, либо в исправительно-трудовые лагеря. 
До 1974 года через реку Пахру переплавлялись исключительно паромом. В 1974 году паром заменили плавучим мостом.
Сейчас в это трудно поверить, но Пахра раньше была судоходной рекой. Пассажирский теплоход ходил от моста по маршруту до Беляево и обратно. Сейчас на том месте пристань рядом с макдоналдсом, на ней располагается ресторан. Пароход «Виктор Талалихин» ходил до Лемешово, где сейчас подвесной мост. 
До 1939 года кладбище располагалось в центре Подольска в межшоссейном районе. В 1939 году было принято решение закрыть кладбище и новые захоронения делать на Красной горке. Так Подольское городское кладбище обосновалось на Красной горке. А старое кладбище было полностью ликвидировано к 1980 году к Олимпиаде в Москве.
Реконструированный стадион «Труд» стоит находится рядом с кладбищем, а вот здания Сбербанка , станции скорой помощи, теплостанции и гаражей находятся на территории бывшего кладбища. 
Воскресенская церковь- которая около парка Талалихина , на берегу Пахры- первое каменное здание в Подольске. Вокруг неё раньше было кладбище . После революции кладбище закрыли, а памятники демонтировали. На этом месте устроили парк культуры и отдыха, который впоследствии был назван в честь Виктора Талалихина. 
В Подольске установлено 2 памятника Виктору Талалихину. Один в парке, названным его именем у Пахры, а второй недалеко от Кузнечиков. Талалихин – прославленный летчик, участник многих сражений во время Великой Отечественной войны, герой Советского союза. 
Парк им Талалихина в Подольске вообще очень интересное место. Раньше под парком располагались шахты, в которых добывали известняк. Из известняка строили белокаменную Москву. Со временем добычу известняка прекратили, а входы в каменоломни заделали. После трагического случая в 1966 году, когда группа молодых ребят заблудились в катакомбах под парком и не смогла выбраться на поверхность. Ребята зашли в тупик и задохнулись, было принято решение входы в каменоломню замуровать. 
Между Троицким собором и ДК «Карла Маркса» сейчас находится торговый центр. А раньше на его месте были домики, в одном из которых жила известная поэтесса Серебряного века Елена (Нелли) Львова. Поэтесса наложила на себя руки из-за неразделенной любви к Валерию Брюсову. 
В Подольске и рядом с ним много красивых усадеб. Самая красивая из них Дубровицы. Дубровицы были не только усадьбой Голицыных. Они принадлежали одно время Григорию Александровичу Потемкину. Прославились благодаря красивому храму в тиле барокко. В мире всего 3 церкви, включая дубровицкую, построенных в таком необычном стиле. Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах – настоящая жемчужина Московской области. Усадьба Ивановское долгое время была летней резиденцией московского генерал губернатора Ф.Закревского. Его дочь - Аграфена Федоровна - была одной из любовниц А.С.Пушкина. Об Ивановском (и возможно - в Ивановском) Пушкин написал «Гости съезжались на дачу». 
Благодаря появлению новых производств и развитию промышленности росло и население города. В 1930 году к городу присоединили Добрятино, Щепчинки, Ивановское, цементный поселок, а в 1936 году были присоединены Кутузово, Фетищево и Сальково. 
Город продолжал активно застраиваться и развиваться. 
На севере Подольск граничит с Щербинкой, на юге с Климовском. 
Современный Подольск – самый крупный город Подмосковья с развитой инфраструктурой и коммуникациями. В городе работает около 90 000 человек, но на всех рабочих мест в городе Подольске не хватает и многим людям приходится ездить на работу в столицу. В Москву ежедневно ездят работать и учится 120 000 подольчан. 
В настоящее время Подольск занимает площадь в 4005,6 га. Население Подольска по официальным данным составляет около 190 000 человек, по неофициальным данным почти 250 000 человек. Официальные данные сильно отличаются от неофициальных в в связи с тем, что в городе многие приобретают квартиры, но из-за их долгого оформления прописки не могут прописаться в городе и стать полноправными подольчанами. Много приезжих-нелегалов, которые приезжают в Подольск на заработки. 
Подольск- промышленный центр Подмосковья. В городе успешно работают многие известные предприятия. Среди них: Машиностроительный завод имени Орджоникидзе, Подольский цементный завод, Подольский завод электромеханических изделий, Подольский аккумуляторный завод, Подольск кабель, Завод вторичных металлов и сплавов, Чугунно-литейный завод, Микропровод, Подольская трикотажная фабрика, Подольский аккумуляторный завод, Подольский электромеханический завод, Подольск хлеб и многие другие. 
В современном Подольске - 285 улиц. Их протяженность 182,6 км.
В 2001 году в Подольске был пушен троллейбус. В настоящее время в городе уже 4 троллейбусных маршрута. Подольск – единственный город в Московской области, в котором есть троллейбусное движение. 
В 2011 году город отпразднует свое 230 летие.

Немного из статей.....
Ранняя история Подольска изучена очень плохо. Известно лишь, что в далёком прошлом на его территории проживали финно-угорские племена, занимавшиеся земледелием и ремеслом (изготовление глиняной посуды без применения гончарного круга). Рядом, в ходе археологических раскопок, обнаружены славянские селения.

Первое письменное упоминание о местных жителях относится к 1627—1628 годам. Первоначально на территории города располагалось село Подол, известное как вотчина московского Данилова монастыря. Название село получило из-за расположения в долине реки Пахры. Основным занятием населения был перевоз через Пахру телег, саней, карет. В Москву вывозили в основном продукты питания, из Москвы — мануфактурные изделия.

В конце XVII века в Подоле был открыт по велению царя Петра I почтовый стан «Пахра Тульская». Жители села относились к категории казённых крестьян, что значительно облегчало их жизнь по сравнению с частновладельческими крестьянами (подати, которые они платили государству, были ниже).

В 1764 году паром через реку Пахру сменил плавучий мост, а строительство Крымского тракта привело к процветанию села.

По указу императрицы Екатерины II 5 октября 1781 года село Подол стало уездным городом Подольск. К этому времени в Подольске насчитывалось 108 дворов и 856 жителей. Основным занятием жителей была добыча бута и белого камня, из которого, например, была возведена знаменитая церковь Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. 20 декабря 1781 года городу был присвоен герб: «Два золотые, употребляемые каменотесами инструмента, в голубом поле; в знак того, что жители сим промыслом набогащаются».

16 января 1784 года был утвержден «прожектируемый» регулярный прямоугольный план города с продольно-поперечной сеткой улиц. Город был разбит на 20 кварталов. Девятнадцатый называли «мещанским», семнадцатый — «дворянским», а между — «восемнадцатый» — «купеческий».

В 1796—1802 Подольск стал заштатным городом, но уже в 1802 был восстановлен как центр уезда. В 1784 был принят регулярный план застройки города. В сентябре 1812 город недолгое время был занят французскими войсками, которые нанесли ему ощутимый ущерб. В память о событиях 1812 года в городе был возведён Троицкий собор (сейчас находится в центре города, напротив ДК им. Карла Маркса).

Расцвет общественной жизни в Подольске относится ко времени генерал-губернаторства в Москве графа А. А. Закревского, у которого близ Подольска было имение — село Ивановское (в настоящий момент находится в черте города). К этому времени относится процветание каменного зодчества в городе, появляется городской парк (в настоящее время Городской парк им. Виктора Талалихина). 

Развитию города способствовало проложенное в 1844—1847 государственное Варшавское (Брест-Литовское) шоссе. К середине XIX века площадь города составила уже 106 га. В 1866 в город пришла Московско-Курская железная дорога.

В конце XIX в. в Подольске начинается бурное развитие промышленности — в 1875 году открыт цементный завод Пороховщикова. Сборочный цех американской компании «Зингер», занимавшейся сборкой швейных машин открыт в 1900 году, выпуск налажен в городе с 1903 года. В 1915 развернулось строительство кабельного завода.

В 1939—1940 в Подольске были созданы артиллерийское и пехотное училища, в которых обучались более 3 тысяч курсантов. 5 октября 1941 года подольские курсанты были подняты по тревоге и в течение нескольких дней в ходе ожесточённых боёв обороняли Малоярославец; большинство курсантов погибли. Подольские курсанты вместе с частями 43-й армии сдержали натиск немецко-фашистских войск и помогли выиграть время для подтягивания резервов к Москве.

В середине 1950-х годов появились проекты реконструкции города — так называемый, «Большой Подольск». Началась активная застройка города, появились новые микрорайоны.

18 января 1971 года Подольск был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В начале XXI века Подольску — это одни из крупнейших промышленных центров Московской области, на территории которого действует больше десятка крупных разноотраслевых промышленных предприятий. С 1992 года в Подольске действует Подольская торгово-промышленная палата.

1 мая 2001 года в городе было открыто троллейбусное движение. В настоящий момент в Подольске работают три городских маршрута (планируется открытие новых направлений).

В 2004 году наделен статусом городского округа. В 2006 году город отпраздновал своё 225-летие. В праздничные дни Подольск был награждён за выдающиеся заслуги и достижения, способствующие процветанию, величию и славе России, высшей национальной наградой Российской Федерации — орденом Петра Великого I степени, тем самым, Подольск стал первым малым городом России, удостоенным этой наградой. 

 

Историческое начало города Подольска
Город областного подчинения, центр Подольского района. Расположен на пересечении р. Пахры и автомагистрали Москва-Симферополь. Железнодорожная станция в 43 км от Москвы на Курском направлении.

5 октября 1781 г. при разделении Московской губернии на уезды был образован Подольский уезд, а экономическое с. Подол стало уездным центром – г. Подольском.

Ряд населенных пунктов вновь образованного уезда издавна принадлежал к числу московских волостей, и упоминаются они еще в духовных грамотах Ивана Калиты. Недалеко от места, где сейчас расположен город, на р. Моче в 1152 г. Юрием Долгоруким для охраны южных границ Владимиро-Суздальского княжества была построена по тем временам большая крепость, получившая название Перемышля. После образования Московского княжества, когда его границы отодвинулись далеко на юг и запад, Перемышль потерял свое оборонное значение. В 1627-1628 гг. он упоминается уже как городище.

На территории, занимаемой ныне городом, в XIV в. существовало с. Добрятино, окруженное большим княжеским бортным лесом. В XV в. упоминается с. Прудки, принадлежавшее предкам М. И. Кутузова. (После 1812 г. в честь великого полководца оно было переименовано в с. Кутузове) В начале XVII в. с. Ерино значилось как старая вотчина боярина И. В. Морозова, а сельцо Сальково как монастырская вотчина.

Село Подол возникло на пересечении старинного тракта, соединившего Москву с западными и южными княжествами Руси, и р. Пахры, в те времена более полноводной, чем ныне, и использовавшейся в качестве транспортного пути. Название село получило от места расположения в долине (подоле) реки, некоторое время оно и называлось Подол-Пахра.

Предполагают, что застройка началась с левого низкого берега Пахры, а потом распространилась на правый. Одно из первых упоминаний о селе относится к 1627-1628 гг. В это время оно принадлежало московскому Данилову монастырю. В селе была деревянная церковь, дворы священнослужителей, «да в селе крестьян за рекою Пахрою 13 дворов и бобылей 4 двора, да на другой стороне реки Пахры крестьян 10 дворов».

Благодаря расположению на крупном торговом тракте с. Подол быстро росло: в 1704 г. здесь насчитывались уже 71 крестьянский двор и семь дворов бобылей, а проживало 295 человек. После секуляризации церковных земель в 1764 г. село было передано в ведение Коллегии экономии. 

 

Развитие промышленности подольска 

После отмены крепостного права в уезде сложилась экономическая база для развития крупной промышленности. Крестьяне уезда по-прежнему страдали из-за недостатка земли. В конце 70-х гг. на 77 518 душ крестьянского населения приходилось 58% земли уезда, тогда как 3078 человек – дворяне, духовенство и иностранцы – владели 42% земли. В 1877 г. из 15 тыс. домохозяев около 18% были безземельными, 41% домохозяев не имели лошадей, 30% – коров, в то время как число хозяев, имевших более одной лошади и более одной коровы, росло.

Вес это, а также близость Москвы, способствовало развитию фабрично-заводской промышленности. Недалеко от города одна за другой открывались фабрики. В 1864 г. была построена суконная фабрика в с. Стрелкове, в 1873 г. начала работать писчебумажная фабрика в Дубровицах, в 1875 г. в с. Выползове на базе мелких цеметных предприятий Московским акционерным обществом основан крупный завод по производству цемента, извести и кирпича.

Положение подольских рабочих, как и в других промышленных центрах, было тяжелым. Продолжительность рабочего дня на предприятиях колебалась от 10 до 14 часов в сутки. Издевательство администрации, обсчеты при установлении расценок, всевозможные штрафы, постоянная угроза увольнения – все это было обычным явлением. Условия найма и увольнения рабочих цементного завода, напечатанные в расчетных листках, отражали лишь интересы хозяина. Администрация могла уволить рабочего или «всех, по усмотрению своему», в любое время без выплаты какой-либо компенсации. Рабочий же требовать расчета и просить отпуска домой ни под каким предлогом права не имел. За оставление работы до истечения договорного срока акционерное общество получало право взыскать с рабочего по 1,5 руб. за каждый день. В случае болезни, увечья нельзя было требовать вознаграждения.

В заводских казармах, которые рабочие прозвали клоповниками, – теснота, грязь, обилие паразитов. Да и такого жилья не хватало. На том же цементном заводе летом рабочие жили в 24 землянках.

Мастерские каменоломен, где обрабатывался мрамор, одновременно служили и кухней, и столовой, и спальней. За каждое проявление недовольства рабочим угрожало увольнение и занесение в «черные списки». Естественно, что рабочие, доведенные до отчаяния, стихийно протестовали. Например, 14 июня 1893 г. часть рабочих цементного завода, недовольных непосильным характером работы, низкими заработками и бесправным положением, самовольно прекратили работу и потребовали расчета. Дважды, в 1872 и 1898 гг., бастовали рабочие каменоломен, требуя улучшения своего положения.

В 1882 г. на предприятиях уезда было занято 3808 человек, в том числе 3361 рабочий. Более половины из них (51,5%) являлись жителями уезда, около 15% – уроженцами других уездов Московской губернии, а остальные прибыли из соседних губерний, в основном из Тульской, Калужской и Смоленской п. В 1904 г. в уезде насчитывалось уже 50 промышленных предприятий, на которых работало 6859 человек.

Промышленность города оставалась мелкой, слаборазвитой. Здесь работали лишь кожевенный завод, несколько каменоломен, иконописная мастерская и мастерская золотых и серебряных изделий. Сдвиг наметился с окончанием в 1866 г. строительства железной дороги на участке Москва – Подольск. Постепенно стал приходить в упадок ямщицкий промысел, сократилось торговое обслуживание проезжающих.

Улучшение сообщения с Москвой привело к росту добычи мрамора и бута.

Внешне Подольск вплоть до начала XX в. оставался захолустьем. Правобережная часть города фактически состояла лишь из одной улицы-шоссе и нескольких боковых переулков. От шоссе к железнодорожной станции пролегала подъездная дорога, как и некоторые другие улицы и переулки, вымощенная камнем, но находившаяся «в самом плачевном виде». На станции было построено здание вокзала: обычная бревенчатая изба с четырьмя окнами по фасаду (в 1889 г. его заменили каменным).

Городская жизнь текла однообразно. В 1868 г. в частном доме открылось двухклассное женское училище, в 1885 г. была основана земская больница, установилась телефонная связь с Москвой. Вот, пожалуй, и все, что отличало жизнь горожан во второй половине XIX в. В городе не появилось ни одного примечательного здания, кроме вокзала и почтово-телеграфной конторы. Один из современников отмечал, что Подольск можно причислить к «заурядным уездным городам, не выдающимся ни частными зданиями… ни богатством… ни общественной жизнью, так как в городе нет ни клуба, ни библиотеки или читальни, ни, наконец, внешним благоустройством». Число жителей во второй половине XIX в. не только не увеличилось, а даже уменьшилось до 3798 (на 1897 г.). В районе парка находились 22 дачи, занятые в летнее время приезжими из Москвы. 

 

Торговый подольск 

К 1781 г., ко времени преобразования в город, в Подоле было 106 домов (из них 52 принадлежало мещанам, 47 – купцам, 4 – священнослужителям, 2 – дворянам); 14 торговых лавок, где торговали «съестными припасами и разным мелочным товаром», два питейных дома, винный и соляной магазины. В селе работали шелковая фабрика, выпускавшая по 15 тыс. клетчатых платков в год и шелковые материи, пивоварня и кузница, два солодовенных и один кирпичный заводы (фактически мелкие кустарные мастерские). Среди 856 жителей было 129 купцов и 213 мещан. Остальную часть горожан представляли крестьяне и мастеровые, должностные лица и церковнослужители.

Подольские купцы торговали кумачом, китайками, шелком и разными текстильными товарами, доставлявшимися из Москвы, не только в самом городе, но и в селениях округи. Еженедельно по субботам бывали торги, где наряду с купечеством торговали и крестьяне уезда, привозившие сюда хлеб, сено, скот, изделия домашнего производства. Многие жители содержали постоялые дворы для проезжающих, занимались извозным промыслом, а некоторые «работали на фабриках и, нанимая землю, упражнялись в хлебопашестве». Часть горожан издавна занималась добычей белого камня и бута, что нашло отражение в гербе Подольска. Его нижняя часть представляла собой «два золотые употребляемые каменотесцами инструмента, в голубом поле, в знак того, что жители сим промыслом набогащаются». В первые десятилетия после преобразования в город Подольск рос за счет постепенного расширения традиционных промыслов и возникновения новых. В 1811 г. здесь кроме добычи мрамора и производства солода действовали два воскобельных завода (207 рабочих), две шелковые фабрики (24 рабочих), кирпичное и два сальных производства, пивоварня. В городской округе к началу XIX в. также были развиты разнообразные промыслы: несколько суконных фабрик с выработкой до 16,5 тыс. аршин сукна в год, ситцевая фабрика в с. Березки (250 рабочих), полотняная в с. Скобееве, шелковая в с. Добрятине, шляпные мастерские в Кленове, Лукошкине, Ворсине, Покровском, булавочные производства в д. Батыбино. По мере развития Подольск постепенно приобретал вид, отличный от других селений уезда. До 1781 г. большинство его домов были деревянными, крытыми соломой, с окнами, затянутыми пузырем или просто тряпкой, с волоковыми окнами для вытяжки дыма, ибо отапливались в основном по-черному. Для освещения использовалась лучина, вставлявшаяся в железные держатели-светцы. В домах побогаче пользовались масляными светильниками. Первой каменной постройкой была возведенная из местного известняка в 1728 г. церковь. Сразу же после образования города здесь были построены деревянный путевой дворец, дом присутственных мест, здание народного училища. В 1784 г. были приняты регулярный план города и правила его застройки. Городская территория его была разбита на 20 кварталов, составивших вместе квадрат, ограниченный нынешними улицами Верейской, Рабочей, Матросской и Зеленовской. Отдельные кварталы были отведены дворянству, купечеству, мещанству. Для бедноты выделялись самые дальние кварталы и земли за Пахрой. Сразу же за чертой города располагались огороды, риги и овины, выгонные земли, пахотные и сенокосные угодья. Развитие Подольска было несколько приостановлено войной 1812 г. 7 сентября в город вошла и имела здесь дневку русская армия, выполнявшая знаменитый маневр на Тарутино, через Красную Пахру и Вороново, с целью оторваться от французов. Авангард неприятеля подошел к Подольску и занял его лишь через четыре дня после ухода отсюда Кутузова. Французы находились в городе недолго, но нанесли ему ощутимый ущерб: сожгли часть домов, разграбили имущество горожан. После Отечественной войны город восстановил и расширил свои хозяйственные функции, прежде всего торговые. На 1822 г. купеческий капитал объявили 20 человек, а на 1833 г. – уже 195. В купцы выбивались разбогатевшие горожане. Деятельность многих из них была связана с Москвой и другими городами губернии. Например, хозяин воскобельного завода получал воск из Москвы и Серпухова, а сбывал продукцию в Москве. Росту города способствовало строительство в 1844-1847 гг. Варшавского (Брест-Литовское) шоссе. Через Пахру был построен отличный мост. В 1849 г. в Подольске числилось 18 каменных домов. Всего в городе проживало 1337 человек (254 купца, 546 мещан). На 1862 г. здесь уже проживало 3806 человек (в том числе 640 купцов и 2623 мещанина, 119 дворян). Однако из 182 купцов, взявших в это время купеческие свидетельства, на месте торговали лишь 32, что было типично для городов, расположенных в промежуточных пунктах торговых трактов. Занятия многих жителей были связаны с обслуживанием дороги и проезжающих по ней: в 1861 г. имелось здесь 32 постоялых двора, шесть гостиниц, две харчевни, 44 лавки. Из ремесленников больше всего было занято изготовлением «простых нагольных тулупов» (25) и кузнецов (23). Имелись также колесное, сапожные, портняжные, медные заведения, воскобельные и кирпичные заводы, каменоломни. До 200 семей занимались хлебопашеством. В уезде уже в 40-е гг. работали 13 мануфактур (1539 рабочих). Самыми крупными были Ивановская крепостная суконная фабрика (315 рабочих) и Рязановская суконная (235). В с. Кленове действовала известная всей России мастерская по изготовлению шляпных колпаков, продукции которой был присвоен герб. На купцов Подольска, имевших в окружающих деревнях бумаготкацкие заведения, в зимнее время работало немало крестьян. В 1826 г. в городе открылось уездное училище на 45 учеников, среди которых было 20 детей купцов, 18 мещан, пять офицерских, по одному разночинцу и крестьянину. В предреформенные десятилетия город сравнительно быстро застраивался, но из крупных сооружений появился только кирпичный с белокаменными деталями Троицкий собор, построенный в 1819-1832 гг. мастером школы Бове. Одновременно были сооружены каменные торговые ряды. 

 

Подольск во время первой мировой войны

Через Подольск с короткими перерывами проходили маршевым порядком части русской армии.

Чтобы удовлетворить нужды войны в снарядах, Союз земств и городов арендовал у «Зингера» шестиэтажный корпус для размещения в нем эвакуированного завода из Прибалтики. Сюда прибывало оборудование и специалисты. Среди них - Б.Я. Эвальд, Я.К. Бунгш.

В 1915 году в Подольске началось строительство кабельного завода Московского товарищества медно-прокатных и кабельных заводов. Строительство было вызвано потребностями первой мировой войны. В 1917 году фирмой Износкова в городе было начато строительство аффинерного завода (вторичная переработка цветного металла).

Первая мировая война продолжалась. На ней были убиты и покалечены сотни тысяч людей. На ее боевые участки судьба забросила десятки подольчан. Жителя де­ревни Вороново рядового саперного батальона М.А. Миронова - в Восточную Пруссию. Т.П. Воскобойникова из Красной Пахры - на реки Золотая Лила и Гнилая.

В составе инженерной дружины воевал участник 42-дневной стачки на заводе «Зингер» Василий Андреевич Орехов. Другой участник забастовки, Николай Иванович Татаринцев, служил в 343-й пешей Новгородской дружине. Третий - И.Н. Колбин, призванный в армию в октябре 1914 года, проходил службу в Кронштадте.

Рабочие цементного завода рядовые Петр Чалов, Зиновий Иванов участвовали в боях в составе Русской Кавказской армии против турок, где противник решал задачу - сковать Русскую Кавказскую армию.

Александр Борисович Праксин из Троицкого, рядовой пехотного полка, принимал участие в Саракамышской операции, в которой был пленен 9-й турецкий корпус. В историю первой мировой войны вошел Брусиловский прорыв. В нем отличилась 2-я стрелковая дивизия, наступавшая на Луцк.

Дивизия подошла к реке Стыри. 6-й стрелковый полк, на участке которого оказалась возможной переправа на другой берег, своими силами построил мост. Уроженец деревни Сынково Подольского уезда рядовой М.Т. Яковлев не допустил разрыва моста, вовремя сбив скобами две его части, хотя одна рука была повреждена бревнами.

С первой мировой войной Подольск занял важное ме­сто и в деле организации помощи раненым. К концу 1915 года в городе действовало семь госпиталей, в которых размещалось до тысячи раненых. Во главе организаторской работы стоял Московский губернский комитет Всероссийского союза помощи раненым и больным. Его отделение в Подольске возглавил Николай Ивано­вич Скаткин. Он стоит рядом со студенческим другом А. Чехова П.И. Куркиным, В.А. Левицким, М.А. Невядомским в плеяде Московского губернского земства. Благодаря Скаткину подольские госпитали отличались высоким уровнем организации ручного труда выздорав­ливающих, четкой системой обучения солдат правилам гигиены. Одновременно Николай Иванович работал в уездном совете попечительства и входил в состав комиссии княжны Елизаветы Федоровны. Н.И. Скаткин воз­главил эпидемический отдел бюро Московского губернского санитарного совета, оставив за собой руководство подольскими госпиталями. Работоспособность и порядочность этого человека вызывали огромное уважение. Между тем мало кто знал, что и родословная Скаткина тоже неординарна. В свое время Николай Иванович женился на Валентине Петровне - внучке, по отцу, изве­стного академика-археографа П.М. Строева, по матери - видного культурного деятеля, учителя М.Ю. Лермонтова, воспитателя Ф.И. Тютчева и А.М. Муравьева, декаб­риста, поэта, журналиста и переводчика С.Е.  Раича (Амфитеатрова).

Подольск продолжал жить напряженной жизнью. Росла дороговизна, все чаще ощущались перебои с хлебом, ширились протесты против войны. В августе 1916 года рабочие завода «Зингер» провели двухдневную стачку.

Между тем продолжал расширяться завод «Зингер». К 1917 году он насчитывал 37 цехов. Шестиэтажный корпус был передан в аренду «Земгору» (так назывался эвакуированный из Прибалтики военный завод Союза земств и городов).

Из подмосковных городов Подольск в эти годы выделялся самыми высокими темпами прироста населения. В 1917 г. в городе проживало уже 19 тыс. жителей. Число жилых до­мов достигло 1300, а их площадь 83 тыс. кв. м. Построены были каменные здания реального училища, кинотеатра, электро­станции. С 1914г. началось сооружение водопровода (закон­чено в 1917г.).